Признаться, мы ожидали увидеть на этом предприятии матерых мастеровитых мужиков, а нас встретили “юноши с горящими глазами”. Руководит ими такой же молодой человек — Улан Адамалиев. Он–то и вызвался нам рассказать о своей идее открытия производства по сборке сельхозтехники.
    Улан Адамалиев, конечно, молод, но не настолько, чтобы ничего не понимать в бизнесе, механизмах и аграрном деле. Успел покрутиться в сельском хозяйстве, многое понял о нем и решил хоть частично улучшить ситуацию в этом секторе нашей экономики. Амбициозно, вызывающе? Но молодежи свойственно сдвигать горы. И это у нее порой здорово получается.
    Улан Адамалиев и его приятели, работая в агробизнесе, поняли, что фермеры Кыргызстана могут выращивать продукции в десять раз больше, чем сейчас, но им мешают тысяча и одна причина — в том числе нехватка техники. Вообще–то здесь ребята Америки не открыли. Общеизвестно, 80 процентов тракторов (а также комбайнов и прочей техники), имеющихся у крестьян, уже давно морально устарели, держатся лишь на честном слове. Нет, правда, Министерство сельского хозяйства и мелиорации принимает меры по обновлению машинно–тракторного парка страны, но все равно ситуация остается аховой. Ведь и новые механизмы имеют свойство ломаться. 
    Улан Адамалиев сотоварищи свой бизнес начали не с кондачка. Сначала объездили страны, где действуют мощные предприятия по выпуску сельхозтехники. Они с удивлением узнали, что сейчас почти не осталось предприятий, так сказать, с замкнутым производственным циклом. Детали для одной марки того же трактора могут выпускаться на десятках заводов в разных странах. 
    — В Южной Корее, к примеру, — говорит Адамалиев, — отдельные мелкие детали изготавливаются даже в крошечных мастерских. А сам трактор собирается на крупном заводе. Новые предприятия приобретают у известных фирм лицензии на производство их продукции — и вперед.
    Раньше такие производственные отношения называли кооперацией, а сейчас почему–то глобализацией.
    Точно по такому же пути решили пойти и молодые кыргызстанские бизнесмены. Однако при раскрутке встала проблема, где взять деньги. Что удивительно, вопрос решился довольно быстро: в республике есть, оказывается, богатые люди, неравнодушные к аграрной отрасли. Они–то и помогли.
    Фирма Улана Адамалиева договорилась с китайской компанией о приобретении у нее комплектующих деталей для пяти тракторов. В свою очередь ранее сами китайские бизнесмены приобрели право на производство этих машин у американских компаний. Видите, как сейчас в мире все переплетено — не поймешь уже, какого роду–племени приобретенный агрегат.
    И еще один вопрос нас сильно волновал в беседе с Уланом Адамалиевым. Может, проще было бы ему готовые тракторы пригонять из Китая? Немного повышать цены на них — и дело сделано. К чему лишние хлопоты. Как мы поняли, эта идея молодым агробизнесменам чужда по определению. Они провели четкие финансовые расчеты, и вышло, что готовый трактор из Поднебесной стоит у нас 15 тысяч долларов, а собранный в Бишкеке — 9 тысяч. Огромная разница особенно для наших не очень состоятельных фермеров. Еще есть один финансовый нюанс: за готовые изделия, переправляемые через границу, таможенники бы содрали с Адамалиева и его компании по полной программе, а транспортировка через кордоны комплектующих деталей обходится гораздо дешевле.
    Не стоит забывать и о такой “мелочи”, как привлечение рабочих рук. Во время сборки тракторов на фирме Улана Адамалиева трудились по контракту 20 человек, сейчас, когда первые пять машин практически собраны, людей осталось меньше, но по первому звонку рабочие вновь готовы приступить к сборке стальных коней.
    Честно говоря, когда Улан Адамалиев сказал, что его фирма собрала всего пять тракторов, мы невольно улыбнулись — несерьезные масштабы. Директор фирмы уловил нашу реакцию, а потому поведал о своих планах. Эти пять тракторов — первые ласточки. Через два месяца фирма соберет 12, еще через полтора — 24. К концу года планируется реализовать 100 стальных коней.
    На чем же основана уверенность Улана Адамалиева? На потребительском спросе! Уже сейчас поступают заявки на приобретение тракторов. Фермеры просекли, что более дешевые машины им вряд ли где–нибудь удастся приобрести, потому и проявляют интерес к технике Улана Адамалиева. Дешевая техника — это, конечно, хорошо, но как быть с пресловутым китайским качеством? Ребята дают год гарантии на собранные ими машины, а потом сполна обеспечат запчастями. Готовы они и к сервисному обслуживанию своей техники.
    Все–таки славное это племя — молодые бизнесмены. Только–только выпустили первые тракторы, а уже открыли дилерские пункты по продаже своей продукции в Оше и Джалал–Абаде. Действуют, одним словом, ребята на упреждение. Конечно же, они продумали и способы реализации своих железных красавцев. Их тракторы можно будет брать в лизинг — банки идут навстречу крестьянам и фирме Улана Адамалиева. Финансовые операции, впрочем, можно напрямую проводить и с самой фирмой. Кому как выгоднее.
    Молодежи, как известно, свойственно составлять далекоидущие планы. Улан Адамалиев и его друзья в этом плане не исключение. В нынешнем году они хотят собрать 100 тракторов. А в дальнейшем — тысячу в год и даже больше. Как говорит Адамалиев, сейчас в республике имеется 68 обанкротившихся заводов. То есть свободных производственных площадей более чем достаточно. Уже сейчас фирма планирует выкупить пустой цех и начать сборку тракторов в более комфортных условиях. Но и это еще не все. Намерена фирма Адамалиева наладить выпуск и комплектующих деталей. Возможно, пока не всех, только основных. Уже сейчас на фирму Адамалиева приходили представители еще “живых” наших заводов, предлагали свои услуги по выпуску деталей. Люди на этих предприятиях сидят без заказов — им только давай работу. А рынок сбыта у фирмы Адамалиева практически неограниченный. Совпадение интересов здесь налицо, а потому верится в успех их общего начинания.
    Честно говоря, только через несколько дней после встречи с Уланом Адамалиевым пришел к выводу, какое мощное дело они затеяли. Ведь их тракторы могут (со временем, конечно) успешно конкурировать на просторах Таможенного союза с аналогичной техникой из Беларуси и России. Ведь тракторы этих стран значительно дороже стальных коней Улана Адамалиева. Так что кыргызстанские трудяги полей имеют отличную перспективу завоевать рынки сбыта на просторах Содружества.
Вячеслав АНИКИН.
Фото Темира СЫДЫКБЕКОВА.

ссылка на статью
http://members.vb.kg/2014/07/02/prod/1.html