Новость о том, что на авторынке "Кудайберген" в Бишкеке заработал сборочный цех сельхозмашин, а именно тракторов отечественной марки TOPOZ, облетела нашу страну в считанные минуты. Все радовались: шутка ли отважиться взяться за такое производство в наши дни, в эпоху "купи-продай", ведь даже в Советском Союзе подобного не наблюдалось. Но в суверенном Кыргызстане нашлись предприимчивые люди, не побоявшиеся вложить собственный капитал в производственную сферу, ступить на путь возрождения отечественной промышленности. Появление подобных сборочных цехов красноречиво говорит о начале перелома в экономике, ее диверсификации.

Беседую с директором компании "Дыйкан плюс" Уланом Адамалиевым, под чьим руководством осуществляется сборка тракторов. Он рассказал, что, задумывая сборку машин в Кыргызстане, взял китайский кредит под 7% годовых (у нас комиссия на подобные банковские займы меньше 30% не бывает). Все детали завозят из Китая. 

- Пока собираем трактора двух видов, наиболее популярный — малогабаритный. TOPOZ 354, эта машина ориентирована именно на кыргызских фермеров. Трактора адаптированы к горным условиям и климату нашей страны. В летний зной кабины охлаждаются, а в зимнее время в них тепло. Конструкторы добавили немало опций, делающих работу тракториста комфортной: воздушный компрессор, балласты, гидравлические клапаны для навесного оборудования. 

Ими можно пользоваться при посадке и уборке картофеля, в республике изготавливаются также сенокосилки, фрезы, буры. Особняком стоит и привозное оборудование — фронтальный погрузчик, навесной экскаватор и рулонный пресс-подборщик, которые придутся весьма кстати нашим фермерам при механизации их нелегкого труда.

Развитие отечественной промышленности значительно увеличит количество рабочих мест в стране, упрочит экономические позиции нашего государства. На предприятии "Дыйкан плюс", где собирают трактора марки TOPOZ, работают бок о бок, не забывая о преемственности, как опытные специалисты, так и молодые сотрудники. 

Говорит Сагынбек Исаев, студент одного из столичных вузов, работающий на сборке: "Первый трактор мы собирали долго, рассматривали буквально каждый болт. Наш труд — от первого винтика до запуска двигателя на конечном этапе — подвергался тщательному контролю. Зато последующую технику собирали куда быстрее, появились уверенность, сноровка". 

Вспомним: в советские времена (70-80-е гг.) пресс-подборщики выпускал наш сельмашзавод имени Фрунзе, обеспечивал ими все республики СССР. Более того, агрегаты мы экспортировали в ГДР, Чехословакию, Германию. А нынче Кыргызстан завозит комплектующие из Китая, там покупает сельхозтехнику. - Мы импортируем современные технологии, будем их копировать, восстанавливая и создавая свои заводы, это проверенный мировой опыт, — говорит Улан Адамалиев. — По такому пути шли в свое время Америка, Германия, Япония, Южная Корея. Взлет их экономик начинался с создания отечественного индустриального производства. 

Считаю, что государство без собственной промышленности не может считать себя экономически независимым. Не развивать заводы и фабрики — значит, очутиться на обочине, попасть в зависимость от соседних стран, стать их сырьевым придатком. Это не наш путь. Следует особое внимание обратить также на расширение перерабатывающих сельхозсырье комбинатов, что обеспечит значительный экономический рост нашей республики, ведь станем продавать товары с добавленной стоимостью. А вступление в Таможенный союз подтолкнет к этому. На открывшемся огромном потребительском рынке трех государств — России, Казахстана и Беларуси — кыргызская продукция обязательно найдет своих покупателей, глубокая сельхозпереработка — наше будущее, я в этом уверен. 

Принципиальная позиция моей компании — начать выпускать трактора в Кыргызстане, для этого хотим взять в аренду пустующие и простаивающие цеха, наладить контакты с заводами-изготовителями деталей, сделав их своими партнерами. У нас ведь работают и инструментальный завод имени Ленина, и "Ореми", а также "Электродвигатель", ОсОО "Кыргызавтомаш-Радиатор". Можно договориться о выпуске деталей к тракторам. Они будут дешевле, так как уйдут транспортные расходы, а тракторы станут доступней по цене нашим фермерам. 

Интересуюсь, неужели торговцы с "Дордоя" и "Кара-Суу", привыкшие к реэкспорту и "быстрым" деньгам, согласятся оперативно перевоплотиться в производственников? Что-то не верится… 

- Это неизбежно, их заставит рынок, — говорит У. Адамалиев. — Единственный пусть сохранить заработанный торговлей капитал — вложить его в производственную деятельность. Она более стабильна, рассчитана, как правило, на десятилетия. А торговля — явление временное, к тому же абсолютно непредсказуемое, зависящее от спроса и предложения, покупательской способности населения, инфляции и т.д. Не случайно известная южно-корейская корпорация ДЭУ приступила к диверсификации своей экономической деятельности, делая упор на выпуск машин и сантехнического оборудования. Корейцы понимали: только торговать — значит, постоянно рисковать. - 

Кыргызстанская экономика без собственного производства, без механизации сельского хозяйства обречена. Мы не сможем ее развивать на экспортных условиях, потому как в любом случае будем покупать комплектующие у других стран, оставаясь в зависимых условиях от поставок из-за рубежа, — уверен директор компании "Дыйкан плюс", который продолжает рассказ о новых отечественных тракторах марки TOPOZ. 

Они представлены двумя моделями: TOPOZ 354 — это мини-тракторы в 35 лошадиных сил, предназначенные для самых разных сельхозработ, с гидроусилителем руля, 4WD — полным приводом, 4-цилиндровым дизельным двигателем и воздушным тормозом для прицепного оборудования. 

Его более мощный собрат TOPOZ 904 — машина габаритная, большая, ее можно с успехом использовать при пашне. Мощность тяги — 90 лошадиных сил. "Через два года планируем наладить производство тракторов в Кыргызстане, ежемесячно начнем выпускать 100 и более машин. В перспективе все комплектующие будут производиться в республике, сегодня ведем переговоры с местными заводами, надеемся на сотрудничество", — говорит Улан Адамалиев. 

И добавляет: тракторы марки TOPOZ можно приобрести в кредит: "Мы готовы давать технику в кредит. Наши партнеры — АКБ Кыргызстан, Айыл банк, KICB — выражают готовность к сотрудничеству". 

На отечественный трактор уже нашлись первые покупатели. Житель Кочкорского района Нарынской области Кобогон Ибраев стал счастливым обладателем TOPOZ-354. "Я очень доволен приобретенной сельхозтехникой, цена приемлемая, трактор небольшой по размерам, но крепкий, как настоящий як. Его собирали на моих глазах, учли все замечания и пожелания. Я видел, как работают запчасти, думаю, в будущем такой опыт мне понадобится". 

По словам покупателя из Таласского района Кенешбек уулу Илияса, машина отличается экономичностью и легкоуправляема. "Трактор собирали при мне, на моих глазах, сотрудники показывали каждую деталь, рассказывали, как она функционирует, стало интересно, и я попросился в помощники. Когда трактор был готов, я сам его испытал, для меня, как очень требовательного к технике человека, трактор оказался сильным и экономичным, для фермеров это то, что нужно". 

Запасные части к TOPOZ и навесное оборудование всегда есть в наличии, более того, предприятие дает гарантии на год бесплатного обслуживания в случае поломки. В июле т.г. планируется открытие дилерских пунктов в Оше и Джалал-Абаде, а также представительства "Дыйкан плюс" во всех областях Кыргызстана. Это означает, что трактористы получат качественный сервис во всех уголках республики. 

Галина ЛУНЕВА.