Полгода назад с конвейера отечественного предприятия по сборке сельскохозяйственной техники сошел первый трактор. Назвали новую технику весьма символично - «Topoz», что говорит о хорошей выносливости и мощности трактора. За это время «Дыйкан Плюс» было собрано 5 единиц сельскохозяйственной техники. Желающих иметь в своем вооружении современный трактор одного из лучших заводов Китая, откуда поставляются в Кыргызстан все его детали, более чем достаточно. Однако для многих крестьян техника даже по доступной цене может так и остаться несбыточной мечтой.

По мнению экспертов, развитие отечественного аграрного сектора тормозит нерешенность целого ряда вопросов. Это проблемы с обеспечением крестьян и фермеров доступной и качественной сельскохозяйственной техникой, слабое внедрение в процесс производства новых технологий. Особое возмущение тружеников сельского сектора вызывают вопросы, связанные с поиском и получением финансирования, доступного для сельчанина. Ведь довольно часто говорят о том, что крестьян и фермеров пугают высокие ставки на кредитование. По мнению нашего собеседника, с последним пунктом в Кыргызстане серьезные проблемы. «Долгосрочные кредиты под низкие проценты, вот что нужно для отечественных фермеров. Это позволит всего за несколько лет сделать рывок в сторону быстрого развития сельскохозяйственного сектора», - добавляет Улан Адамалиев, глава компании «Дыйкан Плюс». 

 Улан Адамалиев: - Техническая вооруженность отечественных фермеров по разным оценкам находится на уровне 10%. Зачастую, вместо техники крестьянам приходится использовать рабочую силу, нанимая для прополки или сбора урожая людей с так называемой биржи труда. А ведь в советское время уровень механизации процесса производства и сбора сельскохозяйственной продукции был высок. 

 Трактор в разобранном виде кыргызстанская компания покупает в кредит, при этом часть суммы оплачивается вперед.

В настоящее время в Кыргызстане, по данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации и Национального статистического комитета, которые приводит наш собеседник, количество зарегистрированной в республике сельхозтехники составляет около 23 тысяч единиц. Из них менее 10% считаются относительно новыми и входят в категорию «младше» 10 лет. 90% тракторов не единожды исчерпали эксплуатационный срок, так как большинство из них были выпущены в 60-80-х годах. В селах вполне реально встретить сеющую, убирающую технику, собранную из деталей разных тракторов. Разумеется, превалирующее большинство «трансформеров» не проходили процедуру регистрации. 

 Улан Адамалиев: - Не так давно Тайырбек Сарпашев, Вице-премьер- министр КР заявил о том, что для планомерного и стабильного развития сельскохозяйственного сектора нужно, по меньшей мере, 27 тысяч новых тракторов. Если наше сборочное предприятие будет выпускать по одной тысяче тракторов в год, то для обеспечения отечественных фермеров и крестьян сельхозтехникой потребуется не менее 30 лет. Как видно, перспективы для тракторного завода хорошие. 

 Три года назад группа энтузиастов провела масштабное исследование на предмет целесообразности открытия в Кыргызстане завода по сборке сельскохозяйственной техники. Опыт ведущих в этом деле стран, таких как Австрия, Румыния, Польша, Германия, Турция, Малайзия, Республика Корея и Китай показал, во всех этих государствах производство сельскохозяйственной техники имеет разряд стратегического значения. Улан Адамалиев: - Мы не стали пытаться заново «изобретать» велосипед, а обратились к опыту Турции. Несколько десятилетий назад в Турции было открыто предприятие «Hattat» по сборке тракторов американского завода «Ford». Новое предприятие поставило перед собой масштабные цели - планомерно переводить сборочное производство на полноценный выпуск тракторов. Уже через три года 30% деталей сельхозтехники производили турецкие заводы, через пять лет местные предприятия выпускали все детали трактора. Другой завод «Tumosan» тоже сумел за пять лет своей деятельности перевести сборочный процесс на 100% производство тракторов, начиная с лицензионной сборки итальянских тракторов FIAT. Теперь эти компании обеспечивают техникой не только Турцию, но и фермеров других стран. 

Вдохновленные историей становления тракторного производства в Турции, команда Улана Адамалиева стала еще более тщательно изучать предложения мировых производителей сельхозтехники. Остановили свой выбор на Китае, где сконцентрировано большое количество заводов по производству сельскохозяйственной техники. Чтобы из 280 тракторных заводов отобрать 7 наиболее «подходящих» и более подробно узнать об условиях сотрудничества, был потрачен целый год. После кропотливого и тщательного мониторинга выбор пал на один из крупнейших заводов по выпуску тракторов Поднебесной. В месяц с его конвейера сходят более одной тысячи единиц сельскохозяйственной техники. 

Улан Адамалиев: - Выбранный завод предложил оптимально приемлемые для нас условия сотрудничества, где идеальное сочетание качества и цены интересующей нас сельхозтехники. Завод экспортирует свою продукцию в более чем 20 стран мира. Теперь в числе покупателей и Кыргызстан. Зарегистрировав товарный знак «Topoz», мы заглядываем вперед, надеясь наладить в Кыргызстане собственное производство тракторов. 

Мы производим сервисное обслуживание нашей техники, имея в наличии все детали тракторов, компания гарантирует обеспечение запасными частями. Наша цель не «продать и забыть», а оказывать техническое сопровождение тракторов на весь период их эксплуатации. 

Когда Улан Адамалиев говорит о планах компании, заметно оживляется. Они у его команды самые грандиозные. Предприятие планирует изготовление отдельных деталей трактора в Кыргызстане, планомерно переводя сборку тракторов на полное их производство. В настоящее время проводятся переговоры с несколькими предприятиями. Тракторный завод может стать одним из локомотивов для промышленности Кыргызстана. 

Улан Адамалиев: - Заводы «OREMI» и БМЗ (Бишкекский машиностроительный завод) выразили готовность сотрудничать с нашей компанией. Для отечественных предприятий, где трудятся лучшие токари, фрезеровщики и сварщики Кыргызстана, изготовление самых сложных деталей сельскохозяйственной техники не составляет особой проблемы. К примеру, передний и задний балласты трактора, которые делаются из низкосортного металла - чугуна, местные заводы уже готовы выпускать в необходимом количестве и качестве. В этом случае наше предприятие экономит на логистике, что отразится на конечной стоимости техники. 

По словам Улана Адамалиева, в настоящее время тракторы китайской сборки стоят несколько дороже, чем их аналоги, собранные в Кыргызстане. К примеру, трактор, имеющий 35 лошадиных сил у «Дыйкан Плюс» стоит 9,5 тысяч долларов США, что на 2,5 тысячи долларов США ниже цены аналогичного трактора китайской сборки. «При содействии Торгово-промышленной палаты Кыргызстана наша компания получила статус выставочной площадки. Также при ввозе техники действует льготный режим проведения таможенных процедур», - добавляет наш собеседник. 

Улан Адамалиев: - Каждый день в нашу компанию приходят крестьяне и фермеры, выражая намерение купить сельскохозяйственную технику. К сожалению, у сельчан нет возможности сразу выплатить такую крупную сумму. Наверное, в этом случае единственно верным решением является получение кредита. Но он должен быть «доступным». В настоящее время мы ведем переговоры с рядом финансово-кредитных учреждений о возможности организации льготных кредитов на покупку сельскохозяйственной техники. 12% годовых на пять лет - хороший вариант для сельского предпринимателя. Более высокие ставки он уже не осилит. Удастся ли нам убедить инвесторов вкладывать деньги в менее выгодное, но перспективное для страны направление - покажет время. Но на данном этапе это хорошая возможность развить сектор, в котором занято до 70% населения Кыргызстана. 

 Деловые вести. Сентябрь - Октябрь 2014

www.cci.kg