Я бы рассказала, для каких компаний рисовал логотипы дизайнер Марсель Шейшенов, но не могу, ибо это реклама. Вам остается верить мне на слово: он реально крут.

Зуб даю, что вы хоть раз видели его работы. Например, когда включали телевизор или выбирали мороженое. Корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева узнала, как покупка одной книги в Интернете позволила соотечественнику научиться зарабатывать на жизнь.

— Как вам логотип Sputnik? 

— Мне кажется, он не очень удобный: немного колючий, агрессивный, динамичный, это хорошо. Но такое написание букв использовали в 90-х.

— А цвета — оранжевый и черный?

— Хорошие, контрастные. Такой желтый, ближе к оранжевому, смотрится активно.

— Для вас логотипы СМИ — это не что-то новое. Вы разработали символ главного телеканала страны — КТРК. Как это было?

— Проходил открытый конкурс среди дизайнеров, и я решил поучаствовать. Ко мне идеи обычно приходят, когда я беру простой карандаш и лист бумаги. Сначала рисую ассоциации, а потом рождается идея.

Мне не хотелось, чтобы лого КТРК было в национальных узорах. Их и так часто используют не по назначению. Я хотел взять за основу другой символ страны и выбрал юрту. Это ведь так просто: люди собираются всей семьей в юрте и общаются, делятся новостями, смотрят телевизор. 

— А где вы этому всему учились?

— Я самоучка. По образованию инженер, отучился в Турции во французско-турецком лицее. Именно в студенческое время влюбился в компьютеры. 

Тогда найти информацию о графическом дизайне было нереально. Я заказал себе с Amazon четыре обучающие книжки. 

Сначала рисовал для себя, ради удовольствия. Потом это потихоньку переросло в работу.

— Насколько в Кыргызстане востребованы дизайнеры? У нас ведь владельцы компаний сами себе дизайнеры, сами себе копирайтеры. 

— Сейчас спрос на качественный дизайн возрос. Многие хотят, чтобы все было на профессиональном уровне. 

Я не иду на компромисс с заказчиками, потому что в каждый проект вкладываю душу. В 90 процентах случаев делаю только один вариант логотипа, и в 90 процентах случаев заказчику он нравится.

— А если сработаться не удалось, то что насчет денег?

— В начале работы мы просим треть от суммы заказа в качестве предоплаты. Даже если дизайн не понравится, задаток не возвращаем.

Иногда бывает, что человек экономит: критикует логотип, отказывается платить, а потом начинает использовать его. Как правило, это небольшие компании.

— Сколько вам нужно времени, чтобы нарисовать один логотип?

— Иногда идея рождается сразу. Тогда на это потребуется всего день работы. Но в среднем уходит неделя-две — придумать что-то новенькое непросто. Хочется работать так, чтобы не было стыдно. 

— У многих мировых брендов очень простые логотипы, которые может нарисовать даже ребенок. Например, Pepsi, Chanel, McDonald's. Это специально, да?

— Все гениальное просто. Минимальными средствами показать что-то очень сложно, но иногда такие решения гениальны. Мне очень нравится логотип Nike. Вот эта их фирменная улыбка. Она стремительная, динамичная, дерзкая.

— Чего не хватает дизайну в Кыргызстане?

— У нас до сих пор советский менталитет. Многие клиенты хотят, чтобы богато, чтобы золото. Хотят корон, слово "Империя". Но те, кто обращается за логотипами ко мне, скорее за современные решения и спокойные цвета.

— Бытует стереотип, что для салона красоты лучше всего подойдут розовые оттенки, для радио — оранжевые, а для овощного магазина — зеленые. Вы согласны с этим или это уже считается банальным?

— Есть такое, но люди больше доверяют привычному, особенно если это касается продуктов питания.

Но если желание выделиться и креатив — это фишка клиента, мы готовы сделать что-то "дикое". Например, черную упаковку для молока. 

— Раз уж вы сами заговорили про молоко, хочется вспомнить, как вы создали классный дизайн бутылки для молока, а потом оказалось, что у кого-то до вас была похожая работа. Многочисленные пользователи соцсетей тут же обвинили вас в плагиате. 

— Между плагиатом и неплагиатом очень тонкая грань. У дизайнеров есть какие-то общие приемы. До этого я разрабатывал логотип для кофейни, там также была тема похищения тарелкой кофейного зернышка.

А потом я подумал: а почему бы не нарисовать вместо зерна корову? Это отсылка к распространенной американской легенде, которая берет начало в 1870-х. Один фермер рассказал выдуманную историю о похищении НЛО коровы. Об этом печатали в газетах.

Мы взяли за основу ту историю. Не согласен насчет плагиата. Я даже не мог знать, что где-то есть похожий концепт: он был опубликован на закрытом форуме российских дизайнеров. Можно проверить, было ли там посещение из Кыргызстана с моего компьютера. 

— Случалось ли, что кто-то крал идеи у вас? 

— Есть такой "Фейкстиваль" — фестиваль фейков. Это когда дизайнеры собираются и делают рекламу, постеры, логотипы для конкурса, а не для заказчика. 

В 2010 году мы решили поучаствовать. Я как-то ехал в маршрутке и увидел магазин "Adidas". Стал повторять про себя: "A-di-das", "Adi-das", "Adi does!". Adi does — Ади делает. 

Это такой троллинг Nike, который предлагает "Just do it!" ("Просто сделай это!"). А Аdi и сам может сделать. Я подал работу и попал в число финалистов. Про нас написал Adme. Через год звонит друг и говорит: "Я стою в магазине Adidas, и тут висят футболки, толстовки с надписью "Adi does". 

Я очень удивился, потому что в свое время выслал пяти менеджерам компании письмо с работой и предложил сотрудничать. Только один из них ответил: "Nice!" ("Мило!" — Прим. ред.).

Я снова написал туда письмо, со мной связалась юрист, пообещала рассмотреть это дело. Через месяц я поинтересовался, есть ли продвижение. Она ответила, что разбирается по этому вопросу с коллегами из России и Украины. Как-то они убедили ее, что это была их идея…

— Да уж, обидно! В вашей профессии можно хорошо зарабатывать?

— Да, вполне неплохо.

— В чем вы лучше других?

— Дизайн может брать качеством, а может и идеей. Я люблю брать последней.

Асель Минбаева


Источник